Профессиональный поиск
RUEN
На главную Поиск Карта сайта
(495) 363-03-06

 

Эффективный поиск и профессиональный анализ информации. Архив СМИ с 1994 г.

Презентация: Возможности Public.ru

Демо-доступ к Public.ru Оформить заявку
Public.ru в соцсетях
Public.ru в соцсетях

Исследования по СМИ


Главная страница | О Компании | Рассылки Public.Ru | Темы дня. Новости первых полос

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 26.07.2016

ДЕНЕГ НЕТ - ГОЛОСА ПОСЧИТАЮТ ВРУЧНУЮ



Комплексов обработки избирательных бюллетеней в думскую кампанию будет использовано в 20 раз меньше, чем планировалось

Оснащение большинства участков для голосования комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), по данным «НГ», сегодня обошлось бы бюджету в два десятка миллиардов рублей. 90-процентного покрытия «умными урнами» планировалось достичь еще к 2015 году, причем стоило это тогда в два раза дешевле. Однако программа технического переоборудования была свернута. Ее возобновление, говорят в Центризбиркоме, возможно после выборов 18 сентября. Эксперты уточняют - только после выхода из кризиса, когда и на автоматизацию волеизъявления будет хватать денег.

Число КОИБов по сравнению с предыдущими думскими выборами увеличилось на 18%. Такие данные приводит член ЦИКа Валерий Крюков. Всего, согласно материалам комиссии по оснащению участков техническими средствами, в единый день голосования будут работать 5748 «умных урн». Учитывая, что всего участков для волеизъявления около 100 тыс., КОИБы закроют только 5-6% из них.

Если говорить о будущем, то, как пояснил «НГ» член ЦИКа Александр Кынев, в планах комиссии пока нет вопроса о массовом оснащении мест для голосования электронными комплексами. Между тем, продолжил он, «все руководители ЦИКа прекрасно понимают, что при наличии КОИБов выполнить указание президента об открытых и честных выборах проще». Однако для покрытия 90% участков необходимо «несколько миллиардов рублей», и все здесь, как всегда, зависит от бюджета.

В ЦИКе говорят, что будут строить конкретные планы - возможно, писать отдельную программу и просить на ее выполнение денег из бюджета - только после 18 сентября. Об этом «НГ» сказал руководитель пресс-службы ЦИКа Александр Казарин: «Сейчас вся комиссия готовится к выборам, больше никто ничем не занимается, поэтому никаких планов, как сделать систему лучше, пока нет». Тут важно подчеркнуть: главный финансовый документ страны верстается этим летом, а потому промедление ЦИКа не совсем понятно. Его председатель Элла Памфилова заявила лишь, что будет оптимизировать систему голосования.

Распределяются сегодня комплексы следующим образом. Наибольшее число в Центральном федеральном округе - 1922. Далее Сибирский и Уральский округа (955 и 901). Затем Приволжье (676), Южный (485) и Северо-Западный (419) округа, а затем уже Дальневосточный (282) и Северокавказский (108). Объясняют это в ЦИКе следующим образом: все силы брошены на конфликтные регионы, где могут возникнуть вопросы к честности подсчета голосов. «Это было коллегиальное решение, специальная рабочая группа принимала решение об установке КОИБов на тех или иных участках в зависимости от комплекса причин, и, естественно, мы старались, чтобы их распределение было репрезентативно», - сказал «НГ» Кынев.

Репрезентативность, возможность оценить объективность подсчета голосов, - крайне важное понятие в этом вопросе. По словам того же Кынева, если на каких-то участках не будут совпадать результаты с теми, которые покажут КОИБы, это будет поводом для дополнительного разбирательства. Важный аспект - и распределение комплексов внутри региона: для большей репрезентативности они должны быть рассредоточены равномерно.

Перед думскими выборами 2011-го, напомним, много говорилось о том, что к 2015-му необходимо покрыть КОИБами 90% участков. Для этого была написана программа переоснащения избирательной системы. На нее выделили 12,6 млрд руб. В 2013-м от них остались только 3 млрд: правительство, ссылаясь на невозможность обработки длинных бюллетеней (в которые влезли бы все малые партии), скорректировало финансирование. Тогда же и стало известно: покупать «умные урны» никто не собирается.

То есть показатели отстают от названных в 2011-м почти в 20 раз. Все это - если рассматривать ситуацию в широком контексте - «отягощается» следующим моментом: ЦИК и правительство ждали итогового варианта избирательного законодательства. Не дождавшись, срезали финансирование КОИБов - дескать, будут не нужны, так как не справятся с обработкой данных. После поправок выяснилось, что комплексы все-таки пригодились бы - однако денег на их производство и закупку никто в итоге не выделил. А даже если и выделил бы, то пришлось бы сделать поправку на изменившуюся экономическую ситуацию: речь, видимо, идет не о нескольких миллиардах рублей, а о более чем 10. По словам председателя межрегионального отделения избирателей Андрея Бузина, настоящая сумма сопоставима со стоимостью обеспечения участков видеокамерами - то есть около 20 млрд руб.

Что интересно - финансовые средства в 2013-м именно что вернули в бюджет, а не перенаправили их на комплексы для электронного голосования (КЭГ). Хотя те позволяют работать с любым числом партий и кандидатов: на нынешних выборах планируется использовать 951 такой комплекс.

Александр Кынев между тем рассказал «НГ» о взглядах ЦИКа на терминалы для голосования: к КОИБам там относятся положительно, а вот к КЭГам отрицательно: «Это тупиковая ветвь». Мол, это и дороже, и непонятней для избирателей. А потому в Центризбиркоме не намерены как-то развивать это направление, сосредоточившись на комплексах подсчета бюллетеней.

О разнице между системами голосования «НГ» рассказал Андрей Бузин. По его словам, претензий к КОИБам до сих пор не было: они объективны, быстро считают результаты и не ломаются. Возобновление программы оснащения участков комплексами, по его словам, возможно после того, «как мы выскочим из кризиса, если сумеем». А сегодня число таких устройств, наоборот, сокращается, потому что они все-таки стали ломаться.

КЭГи, по его словам, более технологичны - оснащены сенсорным управлением и быстрее работают. Но к ним перекрыта законодательная возможность контроля со стороны общественности. И у людей могут возникнуть вопросы к достоверности подсчитанных данных: «КЭГи пошли в рост, когда Владимир Чуров пришел - он за них ратовал». Однако эти комплексы, по словам Бузина, дороже КОИБов: «При нашем умении разворовывать они становятся очень дорогими, хотя сами устройства простые с точки зрения современных технологий, и они более прогрессивные, чем КОИБы, - но это направление совсем не развивается, а результат влияния на выборы такой же, как у КОИБов».

Практически все партии сегодня поддерживают повсеместное внедрение автоматизированных комплексов. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Бурков сказал «НГ», что в партии доверяют и КОИБам, и КЭГам, «без разницы, лишь бы не ручной подсчет, просто одни машины старые, другие новые». Примерно то же сказал газете и член политкомитета «Яблока» Сергей Митрохин, отметив: «Проблема в том, что КОИБов очень мало - 5 тыс., а УИКов - почти 100 тыс. Мы хотим, чтобы их было как можно больше». Оба спикера отметили: там, где установлены комплексы, оппозиция получает больше голосов.

Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов считает, что КОИБы нужно вводить на всех избирательных участках, а вот по поводу КЭГов он выразил сомнение: «Одно дело, когда есть бюллетень с галочкой, который всегда можно в ручном режиме пересчитать, а другое дело - это электроника, можно нажимать все что угодно, а результат в итоге, может быть, получится другой. Отношение к КЭГам скептическое». Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев и вовсе подчеркнул, что в его партии «всегда крайне критически относились к электронной системе голосования». По его словам, нет никакой гарантии, что в электронные устройства не может быть встроена программа, которая выдает необходимый результат для тех, кто настраивает эти машины: «Мы не консерваторы и понимаем, что такое прогресс, но он зависит от того, в чьих руках находится: расщепление атомного ядра можно использовать, чтобы создать атомоход «Ленин», а можно - чтобы атомную бомбу».
©2000—2016
АО «Публичная библиотека»
Интернет-библиотека СМИ Public.Ru: мониторинг СМИ, обзор прессы, медиа-анализ
18+
Политика конфиденциальности
О библиотеке

   
 Прогнозис   Российская государственная библиотека   Ассоциация менеджеров      Политический Консультационный Центр   ИА Маркетинг и консалтинг  Rambler's Top100