Новояз-2014

Пресс-портрет 2014

Традиционно Public.ru в конце года подводит итоги, создавая пресс-портрет уходящего года. Словесный портрет года составлен на основе рейтинга упоминаемости ключевых слов и событий в российских СМИ.

Безусловным лидером 2014 года стало слово «санкции». В топ лидеров вошли также слова «Олимпиада» и «ополченцы». Таким образом, тройка лидеров определила основные три информационных вектора года – экономический кризис, спортивные достижения и ситуация на Украине.

Круг экономической тематики 2014 года можно очертить такими словами и словосочетаниями, как «курс рубля», «цена на нефть», «банкротство турфирм», «закрытие Макдональдсов», «деофшоризация», «пармезан» и «хамон», т.е. слова, так или иначе связанные с темой санкций и экономическим кризисом, хотя любопытно, что само слово «кризис» упоминается не намного чаще, чем в предыдущие годы.

Public.ru: Пресс-портрет 2014

Самой заметной темой СМИ в 2014 была ситуация на Украине . На облаке слов хорошо видно, что едва ли не каждое второе слово берет корни именно оттуда. На геополитической карте появились новые образования – ЛНР и ДНР, появились «москали» и «укросы» (они же «укры» и «укропы»), «ура-патриоты» и «правосеки», «ватники» и «колорады».

Как-то компенсировать негативный контекст предыдущих информационных блоков смогла только спортивная тема. Главный тренд года задала Олимпиада, однако также значимыми событиями 2014-го были Чемпионат мира по футболу, победа российской сборной на Чемпионате мира по хоккею, а также запуск «Формулы-1» в Сочи.

Интересно отметить, что тема технологических новинок в 2014 году находилась в медийной тени. Также практически ушла тема протестной, оппозиционной активности, которая, например, была актуальна в 2012.

В отдельный блок можно выделить слова, которые в 2014 впервые появились в языковой картине мира СМИ, так называемый «новояз-2014». Большая часть новых слов связана с украинской тематикой – «Новороссия», «вежливые люди», «Крымнаш», «ватники», «колорады» и так далее. В этой связи интересна, например, реанимация слова «Новороссия»: исторически так называли территории Северного Причерноморья, присоединённые к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века. Термин употреблялся до начала XX века, однако после революции практически оказался под запретом. И вот спустя век это слово снова прочно вошло в активное употребление, правда, приобретя новое значение.

Прочно в обиход языка СМИ вошло слово «селфи», которое впервые было зафиксировано в конце 2013 года, когда появилась информация, что это слово было названо словом года по мнению Оксфордского словаря. В 2014 году появился и получил распространение русский аналог этого слова – «себяшка», хотя по количеству упоминаний оно пока заметно отстает от «селфи».

Один из традиционных источников «новояза» – цитаты публичных людей. Оттуда появилось, например, тут же став крылатым словом, прозвище прокурора Крыма Натальи Полонской «Няш-мяш». С легкой руки американского политика-республиканца Джона Маккейна появилась «страна-бензоколонка» - он назвал Россию «бензоколонкой, пытающейся выдать себя за страну».

Public.ru: Новояз года

Из общего облака слов-«новояза» в отдельный график вынесены слова и словосочетания, связанные с ситуацией на Украине, которые в 2014 году появились впервые, обрели новое значение и/или значительно увеличили свою упоминаемость в СМИ. «ДНР» и «ЛНР» оказались в безусловных лидерах, немногим меньше, но все равно достаточно часто упоминались в СМИ «правый сектор» и «нацгвардия Украины».

Public.ru: Тема Украины в российских СМИ 2014 года

Показательна картина, которую составили словосочетания, в 2014 году значительно повысившие свою упоминаемость в публикациях СМИ . Как мы уже писали, словом года с большим отрывом стало слово «санкции» (из-за большого отрыва оно вынесено за пределы графика). Далее в фокусе внимания СМИ – судьба юго-восточных украинских ополченцев и Олимпиада. Также необыкновенно высокий уровень упоминаемости показал «курс рубля».

Мы не случайно включили в список слов «вирус Эболы», о существовании которого многие узнали в этом году также впервые. Важно отношение количества упоминаний этой смертельно опасной африканской лихорадки по отношению другим темам в российских СМИ. Так, скажем, об «исламском государстве» и «антитеррористических операциях», о «фашизме» и «суверенитете» писали гораздо чаще, а вот проблемы «импортозамещения» и «эмбарго» волновали российских журналистов примерно в той же степени, что и Эбола (разница незначительна). Можно предположить, что в, например, в американских СМИ соотношение этих ключевых слов по отношению друг к другу было бы совершенно иным – почти наверняка «вирус Эболы» будет выше и Олимпиады, и «ополченцев», и даже «санкций».

Итоги 2014: знаковый слова и словосочетания (Public.ru)

Неологизмы и возросшая упоминаемость слов и словосочетаний в 2014 году ярко характеризуют основные направления общественной и политической жизни уходящего года. Какие из этих слов останутся с нами в 2015-м, а какие уйдут в историю, покажет время.

Методика проведения исследования

Замеры частоты упоминаемости слов и словосочетаний проводились по материалам федеральных и региональных общественно-политических и деловых печатных изданий, интернет-СМИ, лент информационных агентств, передач центральных теле- и радиоканалов из собственных фондов Public.Ru (более 12 000 изданий). Период мониторинга упоминаемости лексических единиц – январь-декабрь 2014 года. Для поиска новых лексических единиц использовался специальный язык запросов. Выборка материалов подверглась автоматическому анализу с помощью сервиса Public.Ru «Медиастатистика».